Является ли дух святой личностью?
Известно, что Отец Йэшуа Помазанника [Иисуса Христа] и Его любимый сын Йэшуа два разных лица или две разные личности. Но является ли дух святой личностью? Чтобы разобраться в этом вопросе предлагаю обратить внимание на стихи, в которых встречается выражение «дух святой».
Перед тем как посмотреть стихи, обратите, пожалуйста, Ваше внимание на следующие важные моменты:
Во-первых, религия, которой придерживались в древнем Исраэле строго монотеистическая. В Еврейских Писаниях Отец Иисуса Христа говорит о Себе, что Он единственный Бог и нет другого подобного Ему:
Вспомните прежние от древности, потому что Я — Бог, и нет ещё бога, и никого подобного Мне! (Йешаяху 46:9).
Йэшуа [Иисус] говорил, что его Отец единственный Бог:
Как можете вы поверить, если славу от друг друга принимаете, а славу от единственного Бога не ищите? (Йэхоханана [Иоанна] 5:44, перевод «Вечная жизнь»).
Также Павел писал:
Царю вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу, честь и слава на веки веков, верно! (1 Тимофею 1:17, перевод «Вечная жизнь»).
Учение, что есть только один единственный Бог было одним из основных учений истинной религии в древнем Исраэле. Вера в триединое божество, трёх отдельных друг от друга богов, была присуща языческим религиям.
Во-вторых, у всех личностей есть имя. У Отца Йэшуа есть Имя, у Йэшуа сына Бога также есть имя, но нигде в Библии не написано, что у духа святого есть имя. Никто не обращается к духу святому по имени или как к личности. Также в Библии мы не находим диалога между Богом и духом святым, между Йэшуа и духом святым. Общение всегда происходит только между Отцом и сыном. К духу святому очень часто применяется глаголы «изливаться» и «крестить духом святым», глаголы в таком значении не могут употребляться к личности.
В-третьих, если бы Йэшуа [Иисус] под выражением «дух святой» имел ввиду личность, он использовал бы какой-либо титул, имя или то, что указывало бы на личность, или на родственную связь, как он использовал слова «Отец» и «сын».
В-четвёртых, выражение «дух святой» в библейские времена означало силу Бога.
«В большинстве стихов Н[ового] З[авета] дух Бога изображается как нечто, а не как некто; это особенно очевидно в параллелизме духа и силы Бога» (New Catholic Encyclopedia. 1967.)
В-пятых, слово «дух» — (евр. руах) в древнееврейском языке женского рода, а в древнегреческом среднего, это показывает, что выражение «дух святой» не относится к личности.
Выражение «дух святой» в Еврейских Писаниях.
Первый раз выражение «дух святой» встречается в книге «Восхваления» [Псалме] 51:13 (по нумерации принятой в древнееврейском тексте Ленинградского кодекса (L). В Вашей Библии это может быть 51:11 стих, либо 50:13).
Не отвергни меня от лица Твоего, и духа святого Твоего не забери у меня! («Восхваления» 51:13, перевод «Вечная жизнь»).
Давид просил Бога не забирать у него духа святого. Очевидно, дух святой — это то, что Бог может дать, либо забрать.
Выражение «святой дух» в Греческих Писаниях.
И ответил вестник [ангел] и сказал: «Дух святой сойдёт на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, поэтому и рождаемое святое будет зваться сын Бога» (Луки 1:35).
Ангел сказал, что на Марьям сойдёт дух святой и она забеременеет. Далее ангел поясняет, что дух святой — это сила Вышнего. Оборот речи, в котором что-то утверждается, а после делается дополнение очень часто встречается в Писаниях.
И произошло, когда услышала Елизавета приветствие Марьям, подпрыгнул младенец в утробе её, и исполнилась духом святым Елизавета (Луки 1:41).
Елизавета исполнилась духом святым, когда услышала приветствие Марьям. Очевидно, нельзя исполнится личностью.
Но получите силу — сошедшего святого духа на вас и станете мне свидетелями в Йэрушалаиме и по всей Иудеи и Шомерун, и до крайней земли (Дела 1:8, перевод «Вечная жизнь»).
Йэшуа сказал, что его ученики получат силу — святого духа, и будут исцелять, воскрешать и т.д..
И Зехарйя отец его, исполнился духом святым и начал пророчествовать говоря... (Луки 1:67).
Зехарйя (Захария) исполнился духом святым и начал пророчествовать.
Йэшуа из Назарета, которого помазал Бог духом святым, то есть силой, который ходил и делал добрые дела и исцелял всех мучающих дьяволом, потому что Бог был с ним (Дела 10:38).
Бог помазал Йэшуа духом святым и он исцелял больных.
И сказав, дунул и говорит им: «Примите дух святой» (Йехоханана [Иоанна] 20:22).
Йэшуа дунул на своих учеников и они приняли духа святого. Очевидно, Йэшуа не мог дунуть личностью.
Я крестил вас водой, он же будет крестить вас духом святым (Марка 1:8).
Иоанн креститель сказал, что Йэшуа будет крестить духом святым.
Ведь не по воле человека были произнесены когда-либо пророчества, но дух святой носимые произносили от Бога люди (2 Петра 1:21).
Бог давал людям духа святого, и они произносили пророчества. Те, на ком был дух святой произносили пророчества от Бога.
И будет после того, изолью духа Моего на каждую плоть, и запророчествуют сыны ваши и дочери ваши, старикам вашим сны приснятся, юноши ваши видения увидят. И даже на слуг и на служанок в дни те изолью дух Мой (Йоель 3:1,2, перевод «Вечная жизнь»).
И исполнились все духом святым и начали говорить на разных языках, как дух давал им провозглашать (Дела 2:4).
В день Пятидесятницы Бог излил духа святого, и люди начали говорить на разных языках.
Лука написал об исполнении пророчества записанное Йоелем в 3:1,2∗, что в последние дни Бог изольёт Свой дух, и христиане будут совершать чудеса. Очевидно, что под словом дух в Йоель 3:1,2 Бог имел ввиду Свою силу — духа святого. Также это можно утверждать, потому что Лука пишет, что «все исполнились духа святого».
∗ По нумерации принятой в масоретском тексте Ленинградского кодекса (L). В Ваших переводах это может быть 2:28,29 стихи.
Итак, когда вы злыми бываете, и знаете как подарки щедрые давать детям вашим, тем более Отец, который с неба даст духа святого просящим у Него (Луки 11:13).
Бог давал духа святого, тем кто просил.
Но терпел с ними года многие, и предостерегал их духом Твоим, рукой∗ пророков Твоих, но не слушали, и отдавал их в руку народов земель (Неемия 9:30, перевод «Вечная жизнь»).
∗ рукой пророков (идиоматическое выражение). Бог наделял святым духом пророков, и те шли предостерегали Исраэльтян. Пророки были правой рукой Бога.
Отца нашего через духа святого устами Давида слуги, Ты сказал: «Для чего подняли мятеж племена и народы замыслили напрасное?» (Дела 4:25).
На Давида сошёл дух святой и он пророчествовал.
Из вышеприведённых стихов видно, что дух святой не является личностью, а силой, которую Бог посылает для осуществления Своих Замыслов.