Цитаты из библейских энциклопедий и справочников (5-я часть)
В «Православной энциклопедии» признается: «В Н[овом] З[авете] нет учения о Св[ятой] Троице» (М., 2002. Т. 5. С. 414).
«Христианство развилось на основе иудаизма, а иудаизм строго монотеистическая религия [признает существование одного единственного Бога]. Путь из Иерусалима в Никею был далеко не прямым. Тринитарные взгляды IV века не отражали в точности первоначальное христианское учение о природе Бога; более того, они были отклонением от этого учения» (The Encyclopedia Americana. 1956. Т. 27. С. 294L).
«Защита от демонов обеспечивалась соблюдением заповедей и использованием амулетов» («The Concise Jewish Encyclopedia»).
«Значительная перемена произошла... ближе к последним столетиям до н. э. В этот период [иудейская] религия... переняла многие черты дуалистического мировоззрения, в согласии с которым Богу и силам добра и истины противостоят на небе и на земле мощные силы зла и коварства. Это, по-видимому, объясняется влиянием персидской религии» («Encyclopaedia Judaica»).
«Вавилонская хроника, Набонид и Берос ошибались. Правильным оказалось только библейское сообщение. Оно во всех подробностях было подтверждено надписью Асархаддона и, что касается этого события вавилоно-ассирийской истории, оказалось более точным, чем сами вавилонские источники. Это исключительно важный факт для оценки даже современных событию источников, противоречащих библейскому преданию» (Biberfeld P. Universal Jewish History. 1948. Т 1. С. 27).
«В Священном Писании нет ясных свидетельств в пользу учения о непорочном зачатии... [Это учение] является суждением, принятым Церковью» (New Catholic Encyclopedia)
По сообщению одного историка, христиане «отвергали культы и, вероятно, опасались, что, если уделять Марии неуместное внимание, это даст повод подозревать их в поклонении богине» (In Quest of the Jewish Mary).
В 432 году н. э. Папа Римский Сикст III велел построить в Риме храм в честь Богоматери. Его воздвигли рядом с тем местом, где раньше находился храм Луцины, римской богини деторождения. В одном труде, посвященном Марии, говорится, что этот храм — «символ слияния языческого культа Великой Матери с культом Марии, произошедшего после христианизации Рима» (Mary—The Complete Resource).
«В течение долгого процесса развития и совершенствования... спекулятивными уточнениями содержащихся в Священном Писании указаний постепенно создалась ангелология, которая, несмотря на различную степень достоверности, стала церковным учением» (New Catholic Encyclopedia).
«Теологи и юристы до некоторой степени основывали свои взгляды на сходстве между ересью и государственной изменой» (The Catholic Encyclopedia).
«Религиозная подоплека насилия была замечена историками в самых разных эпохах, почти во всех народах и культурах и, как правило, у обеих враждующих сторон в любом военном конфликте. Клич „Боги на нашей стороне!“ издавна был одним из самых побуждающих призывов к оружию» (The Age of Wars of Religion, 1000-1650—An Encyclopedia of Global Warfare and Civilization).
«Религиозным лидерам также необходимо задуматься над тем, почему они не смогли дать народу лучшее наставление и свидетельство об основополагающих ценностях своей веры. [...] Это правда, что все религии стремятся к миру, но сомнительно, что религия когда-нибудь достигала этой цели» (Violence in God’s Name—Religion in an Age of Conflict).
«В ряде стран... на религиозной почве продолжают вспыхивать конфликты и вооруженные столкновения. Религиозные лозунги и призывы и теперь часто используются для оправдания несправедливых политических и агрессивных акций. [...] Привычными стали чуть ли не ежедневные сообщения со всех континентов об очередных террористических актах со стороны политиканствующих религиозных фанатиков» (Религия в истории и культуре. Учебник для вузов под редакцией профессора М. Г. Писманика.)